Чем можно заменить уходящие из России корма фирмы Purina для кошек и собак
Владельцы собак и кошек встревожены. Компания Purina (входит в Nestle) объявила, что приостанавливает выпуск в России и продажи кормов Dog Chow, Gourmet, Darling Dog.
В связи со сложностями с логистикой сырья и упаковочных материалов мы приоритезировали поставки основного ассортимента кормов для домашних животных. Мы также продолжаем поставки специализированных кормов для домашних животных и ветеринарных диет, — официальный комментарий от пресс-службы компании Purina.
Как нам кажется, катастрофы это не сулит. Остановлены поставки тех кормов, которые хоть и ходовые, но вполне заменимы похожими. Те же корма от Purina, которые заменить сложно как более специфические — например, если питомцу нужна особая диета в связи с проблемами со здоровьем, — остаются.
Как утверждают в компании, продолжат продаваться в России корма линеек Pro Plan, Purina One, Purina One Dog.
Есть ли повод волноваться? Останутся ли питомцы голодными?
В марте среди владельцев домашних животных (и собак и кошек) была настоящая паника — импортные звериные корма скупали активнее, чем гречку. Боялись ухода зарубежных производителей и резкого роста цен.
Пока массового исхода зарубежных производителей кормов так и не произошло. Но заявление Purina все же тревожит как своего рода первый звоночек. Снятия санкций и упрощения логистических цепочек пока не предвидится, возможны даже ужесточения, что приведет к невозможности продолжать производства кормов для собак. Продукцию Purina в нашей стране выпускают на заводе Nestle в Калужской области.
Несмотря на то, что российские чиновники пытаются успокоить собаководов и рассказывают о росте отечественных производств собачьих кормов, собаководы пока не торопятся перевести своих питомцев на новый корм, и вот почему:
- корм еще не проверен экспертами, собаководами, заводчиками, то есть имеет малую историю применения;
- присутствует недоверие к российским производителям, которые готовы отказаться от качественного сырья в угоду низкой цене;
- собаководы не готовы экономить на своих питомцах, и готовы переплачивать за известный бренд корма.
Все это, конечно, здорово. Но есть небольшая деталь. Транснациональные монстры, включая Mars (корма Pedigree, Chappi, Royal Canin, Perfect Fit и т. п.) и Nestle (та самая Purina) до 80% своей продукции, которая продавалась в России, на российских же заводах и выпускали. И статистика учитывает эти корма как отечественные. То есть сложности вполне могут возникнуть даже у российских производителей кормов для собак.
Покупать или нет российские корма для собак?
Весной мы курировали одного щенка. Заводчица порекомендовала новый отечественный сухой корм суперпремиум класса, на который она сама перешла, поскольку подобный импортный стал стоить просто космических денег. Ингредиенты российские, цена очень приятная. Единственный минус — корм в порядке тестирования поступал только питомникам. К лету производитель обещал увеличить объем производства и выпустить корм в свободную продажу.
Корм действительно оказался очень хорошим. Но в продаже не появился ни весной, ни летом. На сайте производителя до сих пор, висит надпись «Скоро в продаже».
Потерпите немного, скоро появится, — заверяли меня в клиентской службе предприятия.
А щенок терпеть не может, его надо кормить. Пришлось перевести его на импортный корм, подорожавший с конца зимы в два раза. Зато он пока есть во всех крупных зоомагазинах.
Чисто отечественное производство все же расширяется, — комментирует ситуацию руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова. — “Мираторг” удачно воспользовался ситуацией, чтобы увеличить производство и расширить линейку своих кормов для животных. Он их начал выпускать еще несколько лет назад, но на рынке продукция была представлена слабо (в основном продавалась в магазинах самого “Мираторга” или онлайн). Еще пример – предприятие Альфа Пет в Подмосковье, оно по швейцарской технологии делает холистики, которые до сих пор были в основном импортными, и специализированные корма.
Как объясняют эксперты, у российских производителей сложностей сейчас чуть ли не больше, чем у зарубежных. Главная из которых – чтобы совершить прорыв и “воспользоваться ситуацией”, требуются немалые затраты. А те же меры господдержки как обычным сельхозпроизводителям предприятиям по выпуску собачьей еды не светят.
Весной владельцы животных испугались прежде всего исчезновения более дорогих кормов — премиум и суперпремиум класса, холистик – а также специализированных и диетических. Эти ниши и закрывали в основном зарубежные компании.
Производство таких кормов в России требовало крупных вложений в производство или в его модернизацию, — объясняет Дарья Акимова. — Особенность современных качественных кормов заключается в том, что для их приготовления используется не какая-то мясокостная мука, а свежие ингредиенты, в том числе, мясо. То есть те же продукты, которые ест человек. А у нас в основном использовалась устаревшая экструзионная технология переработки сухих ингредиентов.
Российские собачники не готовы экономить на своих питомцах, они согласны переплачивать за подорожавшие двое иностранные корма и экономят на собственных потребностях.
Какой прогноз на будущее
По данным аналитиков исследовательской компании NTech, рост цен на собачий корм за прошедший год составил 30%. И скорее всего, будут расти дальше. Вместе с ценами на мясо, витамины и прочие качественные ингредиенты. И это главная проблема.
Конечно, каждое сообщение о том, что тот или иной производитель уходит с рынка, влияет на остальных игроков и пугает потребителей. Но все же дефицита кормов не наблюдается, выбор есть. А ведь вспомним, в начале весны 2022 года были опасения, что корм может вообще пропасть с полок.