Особенная (выставочная собака). Основные составляющие

Особенная (выставочная собака). Основные составляющие

Джен Фергюс: В предыдущих интервью мы говорили о выборе щенка и Вы сказали кое-что о том, как сделать это лучше, также Вы говорили о том, что если получился действительно хороший племенной кобель, то через какое-то время Вы продадите его, чтобы кто-то другой занимался им, (Мы знаем также, что если Вы вывели действительно хорошую суку, вы вероятнее всего оставите ее себе!) Но возьмем случай, когда Вы купили или получили в своем питомнике выставочную собаку. Начинается выставочная кампания. Каков будет план этой кампании?

Ричард Бьючемп: Прежде надо уяснить, каковы основные составляющие успеха на этом пути. Необходимо иметь правильную собаку, правильного хендлера и правильного владельца в правильном месте в правильное время («the right dog, the right handler and the right owner, in the right place at the right time.»)

Джен Фергюс: Мы должны начинать с правильной собаки? Это логично. Вы не будете подыскивать хендлера, пока Вы не имеете собаки.

Ричард Бьючемп: Купите ли Вы собаку, или получите в своем питомнике, возможно и то и другое — Вы нуждаетесь в правильной собаке. Есть собаки, которые являются выдающимися образцами породы, а есть собаки, которые являются выдающимися животными. И это совсем не обязательно одни и те же собаки.
Давайте рассмотрим выдающийся образец породы. Вы имеете собаку, которая олицетворяет основные характеристики породы, Возьмем, к примеру, кокера. У Вас кокер с прелестными глазами и головой. Он имеет все основные пропорции, которые Вам нужны. Тип шерсти, структуру и качество. Он имеет типичную ниспадающую («slopping») линию верха. Он имеет все характеристики типа, который Вы считаете предпочтительным. Но у него плохо расположены лопатки, коротковато плечо и слишком большие углы задних конечностей. Он не способен использовать самого себя должным образом («Не is not able to use himself properly»), не может хорошо двигаться.

Джен Фергюс: Другими словами, основная проблема — согласованность. Вот в чем он нуждается.

Ричард Бьючемп: Пока он обладает всеми признаками хорошего типа породы, но не соединяет их вместе должным образом, это не будет хорошо сложенное (сконструированное) животное. Он может удовлетворять типом, но разочаровывать сложением (конструкцией) («Не may please you in tipe, but dissapoint in construction.»)

Джен Фергюс: А как насчет того, что Вы называете «выдающимся животным»?

Ричард Бьючемп: Это тот, что прекрасно сбалансирован. Такие собаки прочные и все их части прекрасно сочетаются друг с другом. Они доставляют удовольствие рукам («They please the hands.»). Они прекрасно используют все свои части. Они, должно быть, обладают «искрой божьей» («They may have charisma»). Они имеют все те качества, которые и создают то, что я называю превосходным животным. Но им может не хватать кое-чего в породном типе. Голова, может быть, смотрится не совсем так. Шерсть могла бы быть лучшего качества. Осанка может быть не совсем правильная для этой породы. Движения не совсем типичные.
Итак, Вы можете иметь выдающуюся собаку любой из этих категорий. Такая собака может и должна побеждать. Та собака, которую мы все ищем, имеет все это. Я повторяю, желательный тип и качественная конструкция, — это не одно и то же. Если Вы владеете собакой, соединяющей то и другое, Вам невероятно повезло. Для меня это и будет то, что называется «ВЕЛИКАЯ СОБАКА» («great dog»).

Джен Фергюс: Не хотите ли Вы сказать, что то, за чем Вы так стремились, возможно, будет не совсем соответствовать типу породы, потому, например, что у него будут чуть больше углы («a little more angulations»). К примеру, Ши-Тцу с более выраженными углами двигается в ринге быстрее и может выглядеть более «блестящим», чем остальные, которые в глазах многих более соответствуют стандарту — имеют более короткие ноги, походку «вразвалочку» («alight roll»)

Ричард Бьючемп: Конечно, нет. Когда я касался движений, я не говорил о моде («fashion»), я говорил о том, что нам предписывает стандарт. Почти все стандарты говорят о прочности (крепости) и хороших движениях. Но обе эти вещи различны для разных пород. Мы теряем судей, которые имеют «верный глаз» на движения, которые могут распознать, что собака движется неправильно для этой породы. Она может двигаться эффектно, просто завораживающе, но она не двигается правильно для своей породы.

Пример, который я обычно привожу: Нет более великолепной картины, чем Чау, буквально летающий вокруг ринга с той великолепной шерстью, которую он может иметь, и вот он движется размашисто, с большой скоростью покрывая пространство вдоль ринга. Это создает картину просто великолепную. Но это абсолютно неправильно! Это совсем неправильно, потому что Чау должен иметь короткий, несколько «ходульный» шаг. Это именно то, что ему положено иметь. Однажды я слышал, как судьи говорили между собой у ринга, что выбрали бы бульдога, потому что он великолепно двигается «как немецкая овчарка». Как ужасно, если они и впрямь думают, что это замечательно, когда бульдог имеет движения, присущие немецкой овчарке. Это, кстати, к вопросу о судействе. Однако, наш разговор о выставочном животном, Я бы сказал, что профессиональный хендлер, работающий со всеми породами («the all round handler») скорее предпочтет взять для выставок хорошо сложенное животное («the well-made animal»), a разведенец был бы более склонен выбрать для выставок выдающийся образец породы. Противоположные взгляды, и Вы можете понять, почему. Разведенец думает о своей программе разведения, а хендлер думает о собаке, с которой почти безошибочно можно победить. Побеждать — это его работа («His job is to win»).

Джен Фергюс: Как насчет темперамента, который «нетипичен для породы»?

Ричард Бьючемп: Собака, которая сверкающей кометой проскакивает вокруг ринга, тогда как стандарт говорит, что она должна иметь более тяжеловесную осанку, приземистость, это неправильная собака. Но тут есть моменты, которые стоит обсудить. Необходимо обладать некоей суммой «божьего дара» и очарования («charisma and glamour»), чтобы победить в Америке Группу или Бест ин Шоу. Это «и ежу понятно». В Америке придают особое значение победе в Группе или Вест ин Шоу (BIS). Собака, обладающая этой «суммой» и осанкой, необходимыми для победы на таком уровне (BIS), не может остаться незамеченной и на уровне ринга породы («into the breed level») и не оказывать влияния на наши предпочтения в породе. И кое-кто, кто’ думает, что это изменится в ближайшем будущем, должен еще многому учиться. Имея такую «харизматическую» собаку, которая к тому же любит ринг, вы несомненно победите, независимо от того, что говорит стандарт об осанке («attitude»).

Джен Фергюс: И это очевидно еще в щенке?

Ричард Бьючемп: Те, кто заботится о карьере выставочной собаки, когда она еще щенок, ставят телегу впереди лошади. У Вас нет никаких оснований считать собаку особенной (выставочной) до того, как получите первые 15 баллов и две победы. Это даст Вам некоторое представление о том, что сама собака думает о своем пребывании в ринге, получает ли собака удовольствие от всего этого. Имеет ли она тот самый «божий дар»? А это действительно что-то, чему нельзя научить собаку. Она любит это или нет («It’s a love it or leave it»), одно из двух. Вы сможете также увидеть, не уменьшается ли эта любовь (к выставкам) с каждой неделей.

Джен Фергюс: И нет ли причины остановиться?

Ричард Бьючемп: Да. Есть собаки, которые, побывав на 5 — 6 выставках, заканчивают свои соревнования, это все, на что они способны. Но интенсивная выставочная кампания в Америке предполагает 3-4 выставки в неделю. Постоянные переезды и перелеты, собаки проводят лучшую часть своей жизни в боксе. Да, это так. Они любят выходить из своих боксов и работать в ринге. Если нет, то нет возможности убедить их в том, что это прекрасно. Вы можете выставлять такую собаку достаточно успешно и победить с ней несколько раз, но вы не сможете провести с ней настоящую кампанию с большим числом побед на высоком уровне. Таких собак немало (иногда это свойственно для породы в целом), они уже после шести выставок начинают думать: «Не лучше ли было бы лежать дома на кушетке, чем заниматься всем этим?» В ринге они расслабляются и почти пытаются уйти. «О, мне так не нравится опять ходить и чтобы этот человек рассматривал меня!» Им не нравится, когда слишком холодно, им не нравится, когда слишком тепло, им просто не нравится все это. Когда погода хорошая, они ненавидят весь этот процесс еще больше. Смотреть на эту собаку в ринге тягостно. Эта картина просто надрывает сердце. Когда Вы говорите о выставочной карьере «особенной» собаки в Америке, Вы говорите о собаке с выдержкой, харизмой, породностью, абсолютной сбалансированностью и правильным сложением. Если Вы получили собаку такого класса, Ваши шансы побеждать очень и очень хорошие. Ну и это зависит еще от всех тех факторов, о которых я уже говорил.

Джен Фергюс: И каковы они?

Ричард Бьючемп:  Правильная собака должна быть в правильных руках, будь то любитель или профессионал. Владелец собаки должен иметь достаточно денег, чтобы дать ей возможность успеть везде и одержать все победы, которых она заслуживает. А сколько за это время будет выставок, где конкуренция просто «лютая» («fierce») и Ваша собака лишь одна из многих претендентов на победу. Есть, конечно выставки, где и собак поменьше, и конкуренция послабее. Но все равно труден путь к вершине, где, если повезет, Ваша собака сможет продержаться достаточно долгое время.

Джен Фергюс: Такая великая собака, конечно, результат тщательно спланированной программы разведения?

Ричард Бьючемп: Нет, я думаю, великая собака — это удача, счастливый случай. Как выигрыш в лотерею. Вы отметили все нужные номера и надеетесь! Мы все в разведении стремимся получить такую собаку. Но это чистая случайность, чтобы всё совпало — прочность, харизма, тип, желание быть в ринге. Это слишком высокие требования. Когда Вы подумаете о сложных генных структурах, которые создают только тип, а затем о не менее сложных генных структурах, ответственных за достижение всех остальных вещей, о которых мы говорили, право… шанс, что получится такая собака, очень редкий.

Джен Фергюс: Когда Вы считаете, что наконец получили собаку, удовлетворяющую всем описанным требованиям, что Вы делаете (или не делаете), чтобы улучшить осанку или убрать что-то нежелательное. Начинаете выставочный тренинг?

Ричард Бьючемп: Повторяю, все зависит от породы, Некоторые породы нуждаются быть подвергнутыми этому. Основываясь на своем опыте, я думаю, нет ничего лучше, как возить щенка на выставки. Не обязательно, чтобы выставить его, но ездить на выставки, чтобы щенок ощутил атмосферу выставки, чтобы его ставили в боксе на тележку, везли, снимали с тележки. Множество незнакомых собак, проходящих мимо него. Он как бы участвует во всем этом. Видит других собак, которых достают из боксов, видит, как их причесывают. Он видит, как много внимания им уделяют. Они выходят наружу, а он остается сидеть в боксе. Я думаю, он испытывает некоторую зависть, ревность даже. И он сам по себе привыкнет, акклиматизируется к таким путешествиям, шуму, толкотне. В то же время он начнет осознавать, что некоторые собаки получают больше внимания, чем другие, и это случается именно на выставке.

Джен Фергюс: Другими словами, Вы создаете некоторую конкуренцию (желание соревноваться)?

Ричард Бьючемп:Определенно. В питомнике такая (начинающая) собака будет проводить большую часть дня на столе для тримминга в специально отведенной для этого комнате. Не для того, чтобы быть тримингованной, но смотреть на всех остальных, которых тримингуют. Все, кто входит в это помещение, лишь мимоходом погладят собаку по голове. Она будет видеть незнакомых людей, которые входят и выходят, тогда как она сидит там. Она будет видеть всех этих собак, которым уделяют большое внимание и не будет получать того же. Так создается зависть и большое желание с ее стороны получить хотя бы часть этого внимания. Я думаю, это чудесный путь для приучения собаки.

Джен Фергюс: Вы уже не раз повторили, что для выставочной собаки ситуация «питомник / хендлер» будет наилучшей.

Ричард Бьючемп: Собака адаптируется к множеству людей и не будет слишком избалована. Подумайте, что может произойти с собакой в ситуации «владелец-хендлер». Так много людей делают собаку членом семьи, как бы «маленькой личностью». Прежде всего собака — это собака, а человек — это человек. И это не одно и то же. Если Вы хотите иметь выставочную собаку, Вы не можете дать ей всю эту роскошь — сидеть на диване в комнате с кондиционером и смотреть телевизор. Кормить из рук и т. д., а после этого ожидать, что она получит удовольствие, выходя на жару и таскаясь в ринге, или сидя в клетке. Она не в состоянии получить удовольствие от этого. С чего бы это вдруг, если до сих пор все ходили вокруг нее и постоянно кормили ее конфетами? Она не видит причин для восторгов. Если Вы не хотите получить подобную ситуацию, обращайтесь с собакой, как с собакой. Если вы хотите иметь «маленькую личность», заведите ребенка. Собака же должна иметь желание доставлять удовольствие, а не получать удовольствие. Она должна заслужить это.

Джен Фергюс: Если разведенец имеет детей, можно ли им играть с собакой?

Ричард Бьючемп: Это хорошо, если дети не балуют собаку. Они могут играть с ней в доме и в саду, но не должны баловать ее. Они играют, как равные, а не так, что собака сидит на диване, а дети потчуют ее пирожными. Я думаю, игры с детьми особенно хороши для молодой собаки, но они не должны быть постоянным занятием для собаки, иначе это тоже может стать причиной избалованности. Как подумаешь о том, сколько хороших собак было испорчено воспитанием по принципу: «это мой ребенок»! Я не склонен утверждать, что к собаке надо относиться пренебрежительно или каким-то образом плохо относиться к ней, но с ней надо обращаться как с собакой. Я считаю это очень важным.

«Дежурная» шутка среди профессиональных хендлеров: «Все владельцы хотят, чтобы их собака: а) жила в доме; б) ездила на переднем сидении автомобиля. Из множества всего, это последняя в мире вещь, в чем нуждается «ОБОЖАЕМАЯ ПУПСИ» («it is the last thing in the world «darling POOPSIE» needs».)

Джен Фергюс: He может ли разведение, специально ориентированное на выведение крепкого темперамента, помочь в данном случае?

Ричард Бьючемп:  Хороший темперамент и качества шоу-собаки, это не одно и то же. Хороший темперамент предполагает, что собака будет легка в управлении и не будет кусать вас или судью за руки. Качества шоу-собаки приходят из совершенно другого места. («Showmanship comes from an entirely different place.») Это прежде всего присущая ей заинтересованность в людях и событиях вне ее, вокруг нее более, чем в своих внутренних мыслях и ощущениях. В том же случае, когда собака предпочитает всему остальному свой уютный диванчик, она ни за что не полюбит околачиваться в ринге, да еще при любой погоде, будь то жара или холод.

Джен Фергюс: Значит, Вы утверждаете, что обстановка питомника является лучшим вариантом для выставочной собаки?

Ричард Бьючемп: Нет! Щенки, выросшие в питомнике не получают достаточно человеческого внимания. Они действительно не адаптированы ко всему. Такие собаки, которым приписывают чудесный темперамент, носятся по питомнику, прыгают, лают, это, полагаю, не то, что мне нужно. Вы приведете такую собаку на выставку в первый раз и, увидев все это обилие незнакомых собак и людей, она может возненавидеть все это. И будет вести себя на выставке совсем не так, как в привычной ей обстановке питомника.

Джен Фергюс: Я замечала, впервые взяв на выставку начинающую собаку, как по возвращении с выставки изменяется ее осанка и поведение. Подобное я замечала, наблюдая одних и тех же щенков на проходивших подряд выставках. Особенно это заметно в ринге щенков возраста от б до 9 месяцев. В их первый день они робели и терялись. На второй день они уже кое-что могли показать. На третий день они уже готовы были побеждать! Я думаю, основная идея здесь не в трех выставках подряд, а именно пребывание подряд три дня на выставках.

Ричард Бьючемп: И я считаю, что нет ничего лучше для начинающей собаки, чем короткий тур по выставкам. Как Вы и сказали — три дня подряд.

Джен Фергюс: Вернемся к выбору собаки. Один разведенец имеет такую теорию отбора: «Три недостатка, — пошел вон!» Сколько недостатков допускаете Вы у собаки? Если Вы видите действительно выдающуюся собаку, отвечающую всем требованиям, которые Вы предъявляете к выставочной собаке, но имеет, к примеру, три недостатка. Выберете ли Вы ее?

Ричард Бьючемп: Я склонен смотреть на это несколько иначе. Я исхожу из того, что ВСЕ СОБАКИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТКИ. ЛУЧШИЕ ИЗ НИХ ХОРОШИ И С НИМИ. («ALL DODS HAVE FAULTS. THE GREAT ONES CARRY THEM WELL.») Я знал одну суку пуделя, которая делала достаточно ошибок в движениях, но когда она шла «на судью»» то в конце останавливалась и всем своим видом как бы говорила, вскинув голову и глядя прямо в глаза судье: «Вот как полагается это делать!» («This is how it’s supposed to be done.»). Она была обаятельной, великолепной, неотразимой. И вот как я смотрю на это. Меня волнует не то плохое, что есть в собаке, а насколько ее достоинства перекрывают ее недостатки.

Джен Фергюс: Как Вы считаете, чаще судят «от достоинств» или «от недостатков»?

Ричард Бьючемп: Хорошие судьи — «от достоинств», плохие — «от недостатков»

Джен Фергюс: Второй путь легче, не правда ли?

Ричард Бьючемп: Если Вы не разбираетесь в тонкостях типа породы, Вы можете найти выход в таком пути. Так, если в стандарте сказано, что кривой зуб — недостаток, то первая вещь, на которую Вы обратите внимание — это зубы, Вы будете внимательно смотреть, пытаясь найти этот кривой зуб. Найдя его, вы уменьшите количество претендентов. Если стандарт называет серьезным недостатком сближенные плюсны, ищите их и отбрасывайте следующих собак. И так, пройдясь по недостаткам, описанным в стандарте, Вы намного облегчите себе выбор победителя. Однако дело в том, что такой процесс может привести к тому, что Вы потеряете лучшую собаку в первом же круге — при осмотре зубов. При этом владелец этой собаки найдет объяснение, подумав: «Определенно, этому судье не нравятся такие собаки, как моя.» А дело-то в том, что такой судья вообще не знает, что ему нравится!
Речь идет, конечно, о приемлемых недостатках (»acceptable faults»), таких, которые не переходят в пороки, наносящие ущерб типу или прочности собаки. Если это отступает от типа породы, это уже неприемлемый недостаток («unacceptable fault»).

Джен Фергюс: Это будет уже нетипичная собака.

Ричард Бьючемп: Верно. Вне зависимости от прочности и харизматичности. («No matter hou sound or charismatic.»)
Возвращаясь к тому, что мы говорили о выборе правильной собаки. Я бываю в домах и питомниках с разными породами собак и много раз наблюдал, как профессиональный хендлер выбирает собаку для клиента. Он скажет: «Да, я вижу, что собака «А» — лучшая собака, но я все-таки возьму собаку «В», потому что она делает меньше ошибок в движениях, она лучше смотрится.» Я описал ситуацию. Такова система здесь, в Америке. Вы можете бесконечно биться головой в стену («You can ram your head against the wall forever»), но если Вы хотите иметь Особенную собаку, Вы играете в американскую игру и Вы играете по американским правилам. Может быть, это неправильно, но это факт! Понимаете, в других странах не так озабочены проблемой Особенной собаки, победами на уровне Группы или Вест ин Шоу, как мы здесь в Америке. Их желания много скромнее. Общее одно — все хотят иметь собаку, способную побеждать.

__________________________________________

Полное интервью разделено на несколько частей:

  1. Выбор щенка для разведения;  
  2. Суки. Основание родословной;
  3. О племенных кобелях;
  4. Содержание племенного кобеля;
  5. Особенная (выставочная собака). Основные составляющие;
  6. Особенная (выставочная собака). У каждого свои «примочки»;
  7. Профессиональный хендлер;
  8. Владелец собаки — хендлер.

Перевод с английского И. Петраковой

Примечания переводчика:

Это серия интервью взятых журналисткой-кинологом Джен Феpгюс (Jean Fergus) в 1987 году для журнала журнала «Kennel Review». Ричард Бьючемп (Richard G. Beauchamp) владелец питомника «Beau Mond», занимавшегося разведением сначала бишонов, а позже — американских кокеров, очень интересно рассуждает о проблемах разведения чистопородных собак. Хочу напомнить о необходимости делать поправку на довольно большую разницу в системе разведения, правилах проведения выставок в разных странах.